Как лечится пограничное расстройство личности?
Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — это заболевание, которое может серьезно повлиять на отношения человека, его способность оставаться на работе, а также на его физическое и психическое здоровье. Но многие пациенты могут справиться с этим заболеванием — и жить осмысленной и счастливой жизнью — работая со своими врачами над разработкой плана лечения ПРЛ, который им подходит.
Существует несколько методов лечения, которые показали свою эффективность при ПРЛ, и все они включают психотерапию, также известную как разговорная терапия. Эти методы лечения включают в себя встречу с врачом или терапевтом, индивидуально или в группе, и изучение стратегий управления симптомами ПРЛ. Вот обзор некоторых из этих методов лечения и других вещей, которые могут быть полезны.
Диалектическая поведенческая терапия
Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) — это наиболее широко используемый метод лечения ПРЛ, который существует уже около 30 лет. Это рассчитанная на год программа, которая включает групповые занятия, индивидуальные встречи и телефонные консультации с доктором. Пациенты изучают стратегии преодоления стрессовых ситуаций, учатся принимать то, что они не могут изменить, и работают над улучшением того, что они могут.
Эти стратегии могут включать в себя осознанность и присутствие в данный момент, практику эффективного общения с окружающими людьми и использование пяти чувств (например, тихую музыку, теплую ванну или вкусную еду) для самоуспокоения и снятия стресса.
«Часто люди, которые приходят на ДПТ, не имеют большого количества способов регулировать свои эмоции», — говорит Адам Кармель, доктор медицины, доцент кафедры психологии Вашингтонского университета. «Если вы научите их навыкам выживания в кризисных ситуациях, они узнают более эффективные способы справиться с ними и смогут пережить этот кризис, не усугубляя ситуацию».
Схематическая терапия
Схематическая терапия — это еще один тип психотерапии, используемый для лечения ПРЛ. Цель схема-терапии — помочь пациентам переосмыслить вредные мировоззрения, также известные как схемы, которые были выработаны в детстве.
Например, если пациент с ПРЛ вырос в ситуации жестокого обращения, у него могли развиться навыки совладания, которые помогли ему выжить в то время, но теперь вредны для него во взрослом возрасте. Этот тип терапии, который включает в себя управляемые образы, ролевые игры и другие психотерапевтические техники, может помочь пациентам развить новое поведение и взгляды.
Терапия, ориентированная на схему, обычно требует от пациента как минимум двухлетнего обязательства. По истечении этого периода пациенты могут продолжать возвращаться к стратегиям преодоления трудностей, которым они научились во время своих сеансов.
Терапия, основанная на ментализации
В терапии, основанной на ментализации, специалист в области психического здоровья помогает пациентам определить и изменить свое самочувствие в любой момент. «Теория, лежащая в основе этого лечения, заключается в том, что пациенты с пограничным расстройством не очень хорошо понимают свои собственные внутренние состояния — и не очень хорошо понимают внутреннее пространство других — особенно когда они чувствуют тревогу или угрозу», — сказал Брэдфорд Райх, доктор медицинских наук, лечащий психиатр Гарвардской больницы Маклина в Бельмонте, штат Массачусетс.
Это может показаться непонятным, но терапия, основанная на ментализме (наряду с другими видами психотерапии, используемыми для лечения ПРЛ), включает в себя очень структурированные упражнения и стратегии, к которым пациенты могут обратиться, когда они становятся эмоциональными или когда их жизнь становится стрессовой.
Психиатрическое лечение
Иногда бывает трудно найти терапевтов, сертифицированных по специальным методам лечения ПРЛ, например, перечисленным выше. Эти методы лечения также могут быть дорогостоящими и трудоемкими, говорит Брэндон Унру, доктор медицинских наук, помощник медицинского директора в резиденции Гундерсона больницы Маклин. По этим причинам они могут быть не лучшим вариантом для всех пациентов.
Вместо этого некоторые пациенты с ПРЛ могут вместе со своими врачами решить, что подход, называемый психиатрическим лечением, является для них лучшим планом лечения. В этом типе терапии врачи и пациенты ставят четкие цели относительно того, чего они хотят достичь во время своих сеансов.
«Первой целью может быть развитие лучшего понимания того, как работает собственный разум, что может сбивать с толку и пугать пациентов», — говорит д-р Унру. Другая цель может заключаться в том, чтобы пациенты понимали, как их эмоциональные реакции соотносятся с вещами или людьми, происходящими вокруг них, чтобы они могли лучше подготовиться к таким ситуациям.
Несмотря на то, что этот тип лечения не такой длительный и специализированный, как другие методы лечения ПРЛ, исследования показывают, что он все же может быть эффективным, помогая пациентам контролировать симптомы. «Теперь мы знаем, что подавляющему большинству пациентов не нужно что-то столь продолжительное или интенсивное, и вместо этого они могут обойтись некоторыми из этих более урезанных процедур», — говорит д-р Унру.
Есть ли лекарства от ПРЛ?
Не существует лекарств, одобренных для лечения пограничного расстройства личности, и никакие лекарства не могут быть отдельной стратегией для лечения этого состояния. Но поскольку пациенты с ПРЛ часто имеют связанные проблемы, включая депрессию, беспокойство, злоупотребление психоактивными веществами, самоповреждение или суицидальное поведение, для лечения этих конкретных симптомов иногда могут быть прописаны лекарства.
«Лекарства — это, в лучшем случае, вторичное лечение ПРЛ», — говорит д-р Унру. «Они могут нейтрализовать некоторые эмоциональные потрясения, которые переживает пациент».
Доктор Райх соглашается. «Если у пациента развивается большая депрессия, и он не может встать с постели, вы собираетесь лечить его антидепрессантом», — говорит он. «Но дело в том, что лекарства обычно не работают так хорошо для пациентов с пограничным расстройством, поэтому действительно успешный план лечения, вероятно, приведет к тому, что этот пациент будет принимать меньше лекарств в долгосрочной перспективе».
Каков прогноз для пациентов с ПРЛ?
Все эти методы лечения использовались для лечения пограничного расстройства личности, и все они показали свою эффективность. «Большинство пациентов показывают большую часть своего прогресса в первые три месяца», — говорит д-р Райх.
Большинство пациентов с ПРЛ диагностируются в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. «А у некоторых людей есть более легкие формы, и они фактически вырастут из них к тому времени, когда им исполнится около 20 лет, даже без какого-либо лечения», — говорит доктор Райх. «Другим предстоит пожизненное испытание, и, по сути, они могут стать инвалидами из-за своей болезни».
Тем не менее, говорит доктор Райх, за последние годы лечение ПРЛ значительно продвинулось. «30 или 40 лет назад считалось, что постановка диагноза пограничной личности означает, что его состояние безнадежно», — говорит он. «И это вряд ли сегодня так: если вы посмотрите на исследования пограничных пациентов, вы увидите, что по крайней мере 50% достигают довольно полного выздоровления в том смысле, что они могут работать, иметь интимные отношения и жить довольно нормальной жизнью».
«Главное — они могут поправиться, — говорит доктор Райх. «И даже несмотря на то, что их эмоциональная жизнь может быть более сложной, чем у обычного человека, они все же могут вести довольно богатую жизнь».
Прокомментировать