Детский аутизм по Лео Каннеру | Разум и мозг

Детский аутизм по Лео Каннеру


14.08.2015 » 

Очень долгое время аутизм рассматривался лишь как проявление других заболеваний. Кроме того, само заболевание встречается достаточно редко.

ОдиночествоДаже сам Каннер в описании аутизма основывался на наблюдениях за группой всего из одиннадцати человек. Причем, его описание в недалеком будущем были частично оспорены следующим исследователем аутизма Гансом Аспергером. Хотя, работа обоих исследователей заслуживает самой высокой оценки. И некоторые различия могут говорить о том, что исследовались различные аспекты протекания заболевания.

Разумеется, в своей работе первые исследователи аутизма не могли не опираться на опыт и наработки своих предшественников. Заслуга Каннера и Аспергера состоит в том, что они смогли доказать необходимость выделения аутизма как самостоятельной медицинской проблемы, требующей пристального внимания.

Какие же особенности аутизма выделял в своей работе Лео Каннер?

  • Абсолютное одиночество. Наблюдаемые дети были абсолютно неспособны к общению. Каннер считал, что склонность к одиночеству появляется достаточно быстро. Этот вывод он сделал на основании того, что дети не реагировали на желание родителей взять их на руки. Более того, было заметно, что наиболее счастливы они именно наедине с собой.
  • Страх перед переменами. Любое отклонение от заведенного порядка вещей вызывало у детей достаточно агрессивную реакцию. Восстановить душевное равновесие ребенка удавалось лишь вернув все на свои места.
  • Удивительная способность механического заучивания. Большинство детей без особого труда были способны заучить и воспроизвести большой текст. Это наблюдалось на фоне серьезных проблем с обучением и явных задержек развития.
  • Эхолалия. Дети эхом повторяют услышанные фрагменты речи. Но речью пользуются лишь для выражения текущих потребностей. Каннер отмечал, что дети склонны к подмене местоимений. Например, вместо «я» употребляют «ты» и наоборот. Это также является проявлением эхолалии. Иногда отмечалось также, что вместо просьбы употреблялся вопрос, которым могло сопровождаться какое-то действие. Вместо «я хочу» употребляется «хочешь ли ты».
  • Гипертрофированная реакция на раздражители. Отмечалось, что дети могут неадекватно реагировать на незначительные раздражители. Скрип двери, звук ветра или лифта вызывали бурное проявление чувств. Также многие были склонны к обжорству.
  • Отсутствие разнообразия незаученных действий. Поступки и даже интересы детей резко ограничены. В то же время, они способны добиться желаемого результата в обращении с предметами. Например, они с удивительной сноровкой и изобретательностью заставляют вращаться самые разнообразные предметы. Прекрасно собирают головоломки.
  • Подсознательное ощущение скрытых возможностей. Как и многие люди, имевшие дело с аутистами, Каннер отмечал, что постоянно остается впечатление того, что ребенок при желании может сделать гораздо больше, чем взрослые, если бы найти применение его потаенным способностям. Кроме того, отсутствие внешних признаков заболевания также создает впечатление необычайно умного ребенка. Вспомним, что в большинстве мифов «простые люди» воспринимались как существа, превосходящие в чем-то обычных людей.
  • Дети из интеллигентных семей. Этот вывод является, вероятно, результатом того, что в менее образованных семьях родители просто не обращались к психиатру. Хотя Каннер описывает родителей больных детей как равнодушных людей, в своих первых работах он не настаивает на психогенной теории. Более того, он подчеркивал врожденное отклонение в развитии ребенка.

Развивая и углубляя представление об этом заболевании, в последней работе, написанной в соавторстве с Эйсенбергом (1956), Каннер выделяет уже только две основных особенности, считая остальные производными от стремления к одиночеству и патологического страха перед переменами.


Обнаружили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Предыдущие статьи из рубрики

Прокомментировать