Высокий уровень интеллекта – от «правильных» генов или от прилежности в обучении?
Всех уже давно волнует вопрос: «Учеными рождаются или ими становятся в ходе упорной работы над собой?» Совершенно очевидно, что все люди имеют разный интеллектуальный уровень: у одних – более высокий, у других – более низкий. Какие же факторы оказывают на это влияние?
Головной мозг является материальным носителем интеллекта каждого человека. Как и любой орган, он состоит из живых клеток, каждая из которых содержит ядро и стандартный набор хромосом с закодированной информацией о строении всех структур мозга. Но нет такого нервного центра, который отвечает за интеллект. Ученые до сих пор не уверены в существовании единственного гена, в котором есть закодированная информация о нем. Еще нет единого мнения о наличии интеллекта у человека: является ли он чем-то целостным или представляет собой набор отдельных функций.
Исследования ученых из Университета штата Флорида доказали, что уровень IQ молодых людей (18 – 21 лет) не зависит от того, как родители воспитывали их в детстве. Роль наследственности выявлена при сравнении родственников: однояйцевые близнецы с совпадением генов на 100% имеют одинаковый уровень интеллекта в 86 случаях из 100, если растут вместе. Воспитание в разных семьях снижает этот показатель до 72 случаев. То есть наследственность определяет уровень интеллекта человека более чем наполовину. У детей, их родных пап и мам, у родных братьев и сестер, воспитывавшихся вместе, в 50% случаев совпадает уровень интеллекта, если дети воспитываются в приемных семьях – только в 19% случаев. Если ребенок воспитывается в родной семье, уровень его интеллекта соответствует родительскому в 50% случаев. Когда он попадает в чужую семью, этот показатель составляет 22%. Получается, гены имеют первостепенное значение, а не воспитание и обучение. Большинство детей, воспитывающихся в приемных семьях, отличаются по уровню интеллекта от своих родных и приемных родителей, братьев и сестер. Просто в родной семье от родителей они получают толчок в развитии нужных навыков, способных обогатить ребенка знаниями, воспитать в нем аккуратность, ответственность, целеустремленность и другие качества, способные помочь достичь успеха и эффективно использовать генетический запас.
По мнению ученых, интеллект на 70% (некоторые исследователи отводят даже 85%) определен наследственностью и только на 30% другими факторами – уровнем жизни определенного человека, его питанием, образованием, социумом, состоянием здоровья, условиями работы, культурной средой, воздействием на его организм различных веществ и пр. Точные цифры определить практически невозможно, поскольку просчитать их взаимодействие достаточно сложно.
Как раскроется потенциал, данный человеку наследственностью, будет зависеть от этих многочисленных внешних факторов. Ученые из Университета Стэнфорда выявили, что убеждение о главенствующей роли генетики подавляет волю человека в проявлении различных качеств и мешает работать над собой.
Прокомментировать