Духовный поиск
Поле красных маков, каменные изваяния и бесконечный простор. Надпись: «Турция, Каппадокия, Гереме». На снимке – искусно запечатленный слепок того тонкого мига сосредоточения, которое возникает в одиночестве, когда вот так смотришь вдаль, а глаз упирается в бесконечный простор, и эта бесконечность уносит тебя куда-то далеко-далеко. В другие миры, в другие состояния. Ты слышишь еле уловимый шепот ветра, который, словно Шахерезада, приготовил тебе сказки на тысячу ночей. Закрой глаза и приготовься слушать. А мир? Пусть пока подождет.
Время, в котором мы живем, кажется таким пластмассовым, как будто люди отдельно, природа отдельно, жизнь отдельно, и даже смыслы – отдельно. Мегаполисы суеты, города кожных амбиций и условностей. Ландшафт давит своей дисгармоничностью. И психическое твое, если ты интроверт (как любят говорить психологи) или, если по-системному, звуковик, отказывается бесперебойно работать на таком бесполезном, нет, бессмысленном напряжении.
Навстречу миру – тур для звуковика
Но мир удивителен. В нем есть и другие места, где люди и природа кажутся продолжением друг друга, отчего пейзажи наполняются величественностью и целостностью. Первое, что приходит на ум – Тибет. Но, порывшись в интернете, я нашла и несколько других любопытных звуковику мест. Например, итальянский древний город Крако, где теперь «одни руины и призраки».
Есть вполне даже обжитые территории, но туристы о них мало знают, а местные жители слишком консервативны, чтобы подстраиваться под символы нынешнего времени. В той же Италии в Неаполитанском заливе расположен такой островок – Прочида. Там жители до сих пор красят свои домики в цвета пирожных, выращивают лимоны в старых садах и ловят рыбу в скалистых заливах вместо того, чтобы активно заниматься туристами.
Западнее и севернее находятся еще два интересных места – Гасадалур на Фарерских островах недалеко от Шотландии и Иллоккортоормиут в Гренландии. Первый населенный пункт отделен от цивилизации двумя горами высотой по 2,3 тысячи футов. До второго добраться так же сложно, как и произнести его название – самолет из Рейкьявика до Гренландии летит раз в неделю, а до городка еще надо проплыть на лодке или добираться вертолетом.
Грусть и одиночество или духовный поиск?
Я люблю одиночество, оно помогает звуковому сосредоточению. С недавних пор, а точнее после тренинга по системно-векторной психологии, я перестала воспринимать его как отгороженность от мира. Это инструмент вспомнить все: если не «кто ты», то хотя бы «какой» (от себя-то не убежишь).
Вот и христианские подвижники, видимо, преследовали подобные цели. Не из-за грусти и одиночества, а, скорее, за духовным поиском они приходили в каппадокийские земли. Считалось, что жизнь в кельях, без удобств и наедине с суровой природой способствовала духовному просветлению.
До наших дней сохранились целые подземные города, в которых, якобы, христиане прятались от арабов. Подземные лабиринты самого крупного города из раскопанных, Деринкую, уходят вглубь на 80 метров. Город соединен 9-километровым туннелем с другим подобным подземным населенным пунктом.
Каппадокия была настолько популярна среди христиан-отшельников, что в какой-то момент селиться стало просто негде: целые горные долины трансформировались в монастыри. Среди них встречаются и порой странные названия: Змеиная церковь, Церковь с сандалиями, Церковь черных голов, Церковь чудовищ, Темная церковь. Последняя примечательна сохранившимися росписями евангельских сюжетов. Их, кстати, на протяжении 14 лет очищали от голубиного помета, который когда-то скопился на стенах церкви.
Говорят, здесь бывал сам Святой Павел и даже назвал одну из местностей, Гёреме, самым подходящим местом для воспитания праведников. Сегодня Гёреме – огромный национальный парк и музей под небом.
Про одиночество и духовное постижение
Есть письменные источники, которые утверждают, что монахи достигали своей цели и духовно просветлялись. Верить ли письменному слову? Не знаю. Знаю только, что духовный поиск часто ассоциируется у человека с побегом от внешнего мира, который, в конце концов, может ничего общего с этим постижением не иметь.
Прокомментировать