Проблемы социальной адаптации детей в коллективе


адаптация ребенка к коллективу

Процесс социальной адаптации детей в коллективе представляет собой сложную систему взаимодействия разных факторов. Этот образовательный процесс непрерывный и стабильный, и, в отличие от взрослых, дети проходят через данный этап жизни впервые. Именно потому и проблемы часто образуются достаточно серьезные и требующие особенного внимания.

Что влияет на процесс адаптации в социуме?

Очень важно помнить, что проблемы социальной адаптации детей в коллективе могут быть сведены до минимума, если обратить своевременное внимание на факторы, которые влияют на этот процесс. Адаптационные способности ребенка зависят от следующего:

  • социально-бытовые условия проживания в семье;
  • психологический климат и эмоциональное настроение, царящие в семье;
  • педагогическая и психологическая культура родителей ребенка;
  • характер общения в семье родителей и детей и степень доверия;
  • связь семьи с коллективом (школой, детским садом и другими организациями).

Все это существенно влияет на способность ребенка быстро адаптироваться к новому коллективу и условиям, в которые попадает человек впервые. Если семья неблагополучная, то высока вероятность, что дети сталкиваются с серьезными проблемами в процессе адаптации в коллективе.

Проблемы адаптации в детском коллективе

Основная проблема детей в том, что они могут брать негативные примеры с родителей и переносить девиантные привычки в коллектив. Это делается неосознанно и проявляется в намеренном нарушении установленных правил и требований. Проблемы могут характеризоваться следующими нарушениями:

  1. Антисоциальные действия, направленные против социума и коллектива и выраженные в агрессии и проявлении насилия.
  2. Противоправные поступки, заключенные в сознательном нарушении правил и законов, установленных обществом и коллективом.
  3. Аутоагрессивные действия, направленные против самих себя, которые включают в себя суицидальные наклонности.

Можно столкнуться с такими проблемами социальной адаптации, как побеги, отказы от выполнения поставленных задач, отказы от общения с коллективом и сверстниками, явно выраженное недоверие к окружающим и прочие. Ребенок может подменять жизненные и семейные ценности и иметь различные особенности восприятия общества.

Успешность адаптационного периода

Иногда с подобными проблемами сталкиваются и дети из благополучных семей. В этом случае могут сказываться либо ошибки воспитания, либо нарушения психики, что может не зависеть от родителей напрямую. Если ребенок проявляет агрессию и ассоциальное или аутоагрессивное поведение, то очень важно своевременно обратиться к психологам как минимум, чтобы провести диагностику состояния ребенка и составить план по корректированию поведенческих привычек.

Помните, что только при позитивном восприятии и взаимодействии с социумом ребенок может взрослеть в полноценных и благоприятных условиях, что позволяет ему развиваться, как воспитанному и здоровому психологически человеку.

За процессом адаптации необходимо тщательно следить, когда ребенок попадает в новый коллектив и сталкивается с проблемами адаптационного периода. В этот период ребенок может резко измениться в поведении и проявлять нехарактерные привычки и особенности поведения. Дети нередко перенимают в процессе адаптации также поведенческие привычки других людей, которые присутствуют рядом в коллективе.

Успешность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей и способностей ребенка, его психики и физиологии, а также от педагогов и родителей. От этого в дальнейшем будет зависеть успешность человека в целом.

Обнаружили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Добавил: Теги: ,
Предыдущие статьи из рубрики

Прокомментировать