Эффективная консультация психолога


Консультация психологаЭффективная консультация психолога (коуча) – подготовка и проведение. Основные правила!

Качественная консультация психолога – это, прежде всего, заранее подготовленная встреча (50% успеха). Но на 100% эффективная консультация психолога – это выполнение основных правил ведения приёма.

Основные правила грамотно построенного психологического приема или коуч сессии:

1. Определение программы и плана работы, согласование с клиентом. Включая контрольные точки, промежуточные результаты после каждой консультации (коуч-сессии). К примеру, программа состоящая из 10 приёмов (коуч сессий) – это 10 промежуточных решённых задач (конкретные результаты, которые клиент должен видеть и ощущать).

2. Постановка чёткой цели в начале каждой сессии (приёма) – что должно быть достигнуто через час, конкретно какая задача будет решаться и почему. Клиент должен понимать логику работы, чтобы быть активным соучастником, а не пассивным наблюдателем.

3. Чёткое распределение ответственности в самом начале – что должен делать клиент (требования к человеку), а что делает психолог (коуч). Хороший психолог никогда не позволяет переложить всю ответственность за решение проблемы на себя, ответственность за решение проблемы должен брать на себя только клиент, а психолог (коуч) помогает решить проблему. Одно из требований к клиенту – обязательное выполнение всех рекомендаций психолога (коуча). Требования обычно оговариваются в самом начале.

4. Выдерживание своей профессиональной роли на 100%. Хороший психолог – это всегда сильная позиция, позитивное расположение духа, спокойствие и отсутствие эмоций, 100% контроль процесса (управление). Не давать залазить себе на голову или садиться на шею, не раздражаться и не расплываться, т.д. Как математик – решать задачу.

5. Постоянная обратная связь с клиентом. Уточнять у клиента, что и как он понял, какие решения он принял. Отслеживать его психоэмоциональное состояние по голосу, выражению лица, по глазам и его ответам, и сразу реагировать на изменения – искать подход, ключ к человеку. Если человек закрылся, замкнулся – перестать давить, пойти в обход. Если ушёл в негатив, загрустил – добавить позитива, пошутить. Быть многовариантным. Задача коуча и психолога – поддерживать клиента в активном и позитивном расположении духа, в работоспособном состоянии, чтобы человек мог адекватно мыслить и принимать решения.

6. Задавать раскрывающие и углубляющие вопросы. Вопросы, которые позволяют выйти на первопричину проблемы и убрать её. Вопросы, отвечая на которые, человек сам находит лучшее решение своей проблемы. Вопросы со стороны психолога, позволяют перевести клиента из роли беспомощной жертвы в роль активного человека, который способен сам решать свои проблемы.

7. Передавать уверенность. Хороший психолог или коуч одним своим состоянием и присутствием пробуждает в клиенте уверенность, что проблема будет решена. Основной девиз хорошего психолога (коуча) – «любая задача (проблема) решаема». Рядом с хорошим психологом становится легче и спокойнее, просто от одного его присутствия.

8. Обязательное подведение итогов консультации (коуч-сессии). Итоги должны включать в себя: главные выводы и решения клиента (что он понял и решил), но также могут быть и письменно зафиксированные задания или рекомендации. Задания для самостоятельной проработки – если они выполняются, это в несколько раз поднимают эффективность и скорость решения проблемы.

Надеюсь, данные рекомендации помогут вам быть более успешным не только в профессиональной деятельности как психолога или коуча, но и в целом по жизни!

Обнаружили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Теги: ,
Добавил:
Предыдущие статьи из рубрики

Прокомментировать