Самооценка и самосознание


Самооценка и самосознаниеЧеловек, в отличие от животного, не имеет видовой программы поведения. В его генетической памяти отсутствуют сведения о том, как нужно поступать в том или другом случае. Он полностью зависим от поступающей к нему информации. Знания о том, как следует жить, он получает через систему социальных, а не биологических механизмов.

Считаться полноправным членом общества можно лишь тогда, когда человек усвоит ценности и нормативы, которых придерживаются окружающие его люди. Социализация сводится к созданию у человека собственного образа. Постепенно у него формируется своя концепция личности, когда индивид становится собственным объектом наблюдения.

Основным содержанием Я-концепции выступают самосознание и самооценка человека. Существует несколько уровней самосознания личности.

  1. Физический: человек осознает себя толстым/худым, здоровым/больным, красивым/некрасивым. Когда на внешность обращается исключительное внимание, у людей с неустойчивой самооценкой несовпадения со стандартом могут вызывать негативные чувства.
  2. Социально-психологический: состоятельный/бедный, везучий/невезучий.
  3. Морально-этический: осознание своих поступков с позиций порядочный/непорядочный, честный/нечестный. Для многих людей нравственных проблем самосознания не существует: они не задумываются над тем, моральны или нет их поступки, они привыкли действовать «как все».
  4. Духовно-творческий: представление о своих способностях, творческих возможностях. Этот уровень присутствует также не у всех.

Я-концепции различаются значимостью того или иного уровня самосознания. Если на первый план выходит физический уровень, ведущим мотивом будет «Я-красивый», и всех людей такой человек будет оценивать с позиций красивый/некрасивый. «Я-богатый» всех оценивает мерой богатства, «Я-честный» смотрит на людей, подразделяя их на порядочных/непорядочных.

Самосознание включает также исполнение каждым из нас разных социальных ролей в предлагаемых обстоятельствах. В различных ситуациях человек может играть разные роли: в семье он сын, в учебном заведении – студент, в театре – зритель.

Роли, заложенные в концепции личности, могут располагаться в определенной последовательности: самые значительные выходят на первый план, менее важные остаются на задних позициях.

Если человек исполняет в жизни одну-две роли, то события, влекущие их утрату, могут серьезно навредить его самочувствию. Спортсмен, потерявший здоровье, или военный, вышедший в отставку, в значительной мере обедняют свое сознание (вспомним воинов-афганцев, вернувшихся из зоны боевых действий). Если же у человека есть в запасе еще несколько ролей (учителя, главы семьи или авторитетного советчика), то утрата какой-то роли переживается не так болезненно.

Человек может оценивать себя как позитивно, так и негативно. Обычно эта оценка довольно устойчива, хотя может меняться под давлением обстоятельств. Люди обычно склонны к завышению самооценки, и психологи рассматривают это в качестве хорошего признака, свидетельствующего о здоровом психическом состоянии человека. Это справедливо в случае, если самооценка завышена немного. Слишком же завышенная самооценка, как и явно заниженная, является признаком многих психических заболеваний.

Чтобы понять, насколько человек успешен, он должен сравнивать свои и достижения других людей, а также оценивать свои личные качества, способствующие достижению успеха. Чтобы наиболее объективно оценить себя, люди выбирают для сравнения тех, чьи способности развиты лучше в какой-нибудь одной сфере, а во всех других отношениях они примерно одинаковы. Когда человек осознает, что кто-то «такой же, как я» добился в определенной области успеха, это дает ему чувство уверенности в своих силах.

Я-концепция является довольно устойчивым образованием, однако образ Я не возникает сразу после появления человека на свет, а формируется в течение всей жизни под воздействием разнообразных социальных влияний.

Обнаружили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Теги: ,
Добавил:
Предыдущие статьи из рубрики

Прокомментировать